Интернет-магазин Epanov-style.ru
+7-962-176-44-58 / irina@epanova.ru

Футболки - история развития

Сейчас в них встраивают датчики беспроводного Интернета, часы и эквалайзеры. Но футболки - вовсе не достижение современной цивилизации. Это большой привет из глубины веков.

Варвары не знали распашной одежды. То есть той, которая распахивается. Независимо от племен все они носили что-то надевающееся через голову. Полотно ткали строго по ширине ткацкого станка, потом сшивали два полотняных куска и натягивали результат через голову. Называлась такая форма одежды - туника. Натянул и поскакал на врага. В Темные века к ней додумались пришивать рукава и получили шенс - блузку без рукавов. В шенсе ходили все - короли, простолюдины, мужчины и женщины. Разве что у королей была ткань побогаче. А затем крестоносцы привезли с Востока специи, шелка и моду на распашную одежду. Она оказалась удобной. И пошли шнуровки, застежки, воротники да оборки.А накладная одежда - то есть надеваемая через голову - осталась в виде белья: нижних сорочек и рубашек.

С возникновением массового производства на смену портняжным мастерским пришли ткацкие фабрики. Нательные рубашки стали товаром ширпотреба. Но так и оставаться бы нижнему белью скромным и невидимым предметом туалета, если б не Вторая мировая. Разгромленные при Перл-Харборе американцы решили взять реванш. Набрали в армию новобранцев, но не рассчитали с формой, ее не хватало. Они положили глаз на трикотажные рубашки союзников. Американцы их усовершенствовали, обрезав рукава, и обозвали «Т-shirt», то есть «Т-образная рубашка». Так получилась практичная и легкая в производстве одежда на все случаи жизни: она была верхней одеждой в жару и нижней - в холод. Спортсмены решили, что это отличная одежда для футболистов, и американская тишотка превратилась в футболку. Из армейской среды футболка шагнула в массы - снова благодаря американцам и кино. После мускулистого Марлона Брандо в тугой тишотке и красавчика Джеймса Дина футболки стали носить все.

У футболки много плюсов. Из очевидных - дешевизна. А еще на них можно было писать, как на заборе, что бог на душу положит. Хиппи писали на них «Make Love, no war», рисовали цветочки и раскрашивали в дикие цвета. Английский модельер Кэтрин Хэмнетт в 70-е прославилась благодаря радикальным взглядам, рваным джинсам и надписям на футболках: «Остановите кислотный дождь», «Фрэнки говорит: «Вооружаем безработных», «58% против «Першингов». В бесформенной хламиде с последней надписью она заявилась на прием к Маргарет Тэтчер. Ну, чтобы не терять время на разъяснение своих политических пристрастий, а сразу заявить о них премьер-министру в лоб. И Тэтчер ее запомнила.

Футболка - это средство пропаганды и самовыражения. У них банальный крой. Их неудобно натягивать через голову. Но в футболках психологически комфортно - они база и константа современного стиля. Блондинки любят на футболках Снупи в стразах, эстеты - Че Гевару, фанаты «Доктора Хауса» предпочитают надписи «Everybody lies», а менеджеры среднего звена - «Ненавижу босса». Мы вернулись к простоте наших бородатых и нецивилизованных предков: надел через голову, можно не гладить, что-то написано, вот и славно. И можно не замо-рачиваться. Варвары именно так и рассуждали. И, надо сказать, построили цивилизацию.
Наталья Вольфс

Все разделы